Секрет воспитания — надо видеть в маленьком человеке личность.
Не сюсюкаться, не наказывать, не позволять себе никаких вольностей.
Ребёнок — это личность, прежде всего, поэтому следует учитывать его чувства.
А ещё секрет секретов — беспрестанно хвалить, хвалить и хвалить ребёнка за всё подряд.
Это даст возможность ребёнку реализоваться по полной программе, реализовать всё, до последней капли, все свои возможности.
И, ясное дело, что будет шикарный результат в любом случае, потому что все дети от рождения гениальны.
Это родители своим «воспитанием» делают из них дураков и неудачников.
В Японии детей ругать запрещено законодательно, тем более наказывать, это нонсенс.
За провинности ребёнок может услышать лишь такие слова, как «как такой умный ребёнок, как ты, мог сделать это?».
Маленькие дети не понимают ваших слов, ваши логические конструкции для них — пустое место, монотонно повторяемые просьбы — ноль, а крики и вопли наоборот заставляют обратить внимание и зафиксировать интерес к тому, за что вы их, собственно, ругаете. Ориентируются дети в мире с помощью эмоций родителей.
Эмоции — это первый план хорошо-плохо (приятно-неприятно), на который потом будут надстраиваться ментальные конструкции, но в основном для того, чтобы подтвердить, рационализировать и укрепить его.
Если папа наслаждается, когда пьет водку, будьте уверены, дети запомнят, что водка — это хорошо. И бесполезно папе читать лекции подростку о том, что алкоголь — зло. Пустое сотрясание воздуха. Подросток скорее решит, что если водка — зло и одновременно так приятно и хорошо, значит, зло в принципе приятно и хорошо. Так он может начать считать себя сатанистом. Зло, добро — это все пустые сочетания звуков. Сущность понятию придает то, что его эмоционально наполняет.
Если мама с удовольствием печет пироги, дочка будет рваться к тесту и считать это удовольствием (игрой). А вот если мама печет пироги часто и прилежно, но это для нее каторга и долг, скорбное лицо и рассуждения о тяжкой женской доле, она дает понять, что это неприятный труд, дочка скорее всего будет избегать такого стресса, и бесполезно маме читать ей лекции на тему, как важно уметь готовить. Дочка и уборку будет ненавидеть, если это ненавидит мать. Даже если мать это делает, но ненавидит, дочка будет избегать. А уж если мать сама не делает, а только нотации читает, тем более.
«Читай книжки!» — сказанное школьнику в семье, где нет книг, кроме фотоальбомов и пылящегося на полке собрания сочинений Льва Толстого, бесполезно. Если он видит, что мать предпочитает телевизору книги, а отец готов говорить о книгах, а не о хоккее, он будет любить читать. Если же нет, не сотрясайте воздух. Может быть, и сложится у него само собой, но ваши слова точно бесполезны.
Не пытайтесь прививать ребенку любовь к спорту, если вы — семья лежебок. Нет, секция может быть и увлечет его, если ему понравится тренер и ребята, все получится и пойдет, тогда он получит свое удовольствие и увлечется. Но ваши слова о спорте и назидания совершенно бесполезны, если вы сами не любите спорт.
Полезен только личный пример. Причем ярко и позитивно эмоционально окрашенный! Чем сильнее вы что-то любите, чем больше этим наслаждаетесь, тем вероятнее передадите ребенку.
Родители вечно хотят сделать ребенка лучше, чем они, успешней, чем они, поэтому много хорошего говорят на словах. Им кажется, что ребенок запомнит слова и будет руководствоваться. Но никто не руководствуется словами. Слова — инструмент для анализа собственных эмоций. Для анализа! А не для создания. Словами эмоции не создашь. А мотивацией и намерением управляют только эмоции.
Особенно отвратительный эффект получается, когда слова противоположны эмоциональному примеру. Этим вы учите ребенка быть слепым. Вы как бы показываете ему: делай, что хочешь, а говори всегда другое, не пытайся быть честным с собой, закрывай глаза на реальность. Удивительно ли, что против ваших слов формируется стена, от которой слова отскакивают. Общение с ребенком становится невозможным. Но и врать он тоже учится. Он видит, с каким удовольствием вы врете себе и ему.
Ваш ребенок будет повторять вас, хотелось бы вам этого или нет. Но не во всем он будет повторять. Если вы живете честной, трудовой жизнью, но при этом у вас апатия, серое хмурое лицо и постоянно унылый взгляд, ребенок не захочет повторять ваш пример, он будет искать спасения от такой честной и трудовой жизни. И вы можете сколько угодно ругать его, ваша ругань вызовет в нем всего одно намерение: по возможности сокращать контакт с вами. Никаких изменений в нем ваша ругань вызвать не может.
Он знает точно, что красивым и счастливым вы бываете только в субботу после бани и кружки пива. Вот он и постарается строить жизнь так, чтобы бань и пива в его жизни было побольше, а труда поменьше. К счастью, у него это вряд ли получится, и в конце концов у него есть немалый шанс научиться трудиться. Но сначала он постарается этого избегать и не ругайте его. Сами это все не любите.
Но если он видел, что вы получаете от какой-то работы кайф, он, пожалуй, и сам полюбит эту работу или подобную ей. Здесь очень велика вероятность, что вы заразите его, прямо с детства.
Заражение эмоциональное — главный секрет воспитания. Если вы вдруг до сих пор об этом не знали.
к содержанию ↑Первый и основной секрет
Куда потратить время?
Итак, какие они эти секреты воспитания детей? На самом деле ключ лежит на поверхности. Думаю, вам приходилось встречать такие высказывания: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»? То есть пусть чем угодно занимается, какие угодно телепередачи смотрит, в какие угодно игры играет, лишь бы оставил меня в покое.
Вот ещё одно народное высказывание: «Дети, дети, куда вас подети?» То есть куда бы вас деть, куда бы запихнуть, только бы побольше иметь свободного времени. Главное, чтобы не мешали!
Это девиз многих родителей.
Главное, чтобы не были помехой моей настоящей, взрослой, насыщенной, реальной жизни. Чтоб эти существа не отравляли мою интересную и подлинную жизнь.
Создаётся впечатление, которое отражено в том, что накопилось в народе, в опыте многих родительских поколений, что главная цель родителей—чтобы дети не мешали.
Но если вы не общаетесь с детьми, не проводите с ними время, то вы не имеете на них влияния.
Поэтому готовьтесь к тому, что в один прекрасный день вы поймёте, что ваш ребёнок вырос, а драгоценные возможности и золотое время упущено. Вашего ребёнка воспитали друзья, телевидение, школа, т.е. кто угодно и что угодно, но только не вы.
Журнал «Мой ребёнок» приводит данные статистических исследований, которые говорят о том, что современная семья проводит вместе приблизительно 8 часов в неделю. Но даже то время, которое родители проводят вместе — это некачественное время общения.
Какие же есть еще секреты воспитания детей? Как сделать так, чтобы оказывать максимальное влияние на детей?
к содержанию ↑Второй секрет
На кого равняться?
Будьте примером для своих детей. Всё начинается с родителей. Всё начинается с отца и матери. Прежде всего, станьте сами тем человеком, каким вы хотите видеть своего ребёнка, потому что в основном дети—это отражение своих родителей.
Помните, воспитание детей — это прежде всего самовоспитание.
Например, как внушить сыну уважение к матери? Ответ: не повышайте голос на свою жену. Уважительно, корректно разговаривайте со своей женой и для сына это будет самым мощным способом обучения. Хотите приучить дочь к порядку? Не разбрасывайте свои вещи.
Хотите приучить детей спокойно реагировать на стресс, покажите пример самообладания. Фактор влияния—это первое, о чём нам нужно задуматься, когда мы поднимаем вопрос воспитания детей.
То, как мы влияем на своих детей — выше всякого воображения. Невозможно переоценить значимость этого принципа.
к содержанию ↑Третий секрет
С кем дружить?
Подружитесь со своим ребёнком. Если вы хотите быть хорошим и успешным родителем, эффективным лидером, участвовать в становлении личности своих детей, вам необходимо стать другом своим детям. Почему очень важно иметь дружеские отношения со своими детьми?
Тогда родители имеют практически неограниченное влияние на своих детей.Процесс воспитания не пущен на самотёк, не отдан на волю случая (авось что-нибудь получится), а родители сознательно передают свои ценности детям.
Имея дружеские отношения с детьми, мы, как родители:
- Научимся говорить на одном языке с нашими детьми;
- Будем родителем-практиком, а не родителем-теоретиком;
- Научимся смотреть на мир глазами наших детей;
- Найдем верные решения проблем наших детей.
Секрет четвертый
Творческий подход
Используйте для воспитания привычные жизненные ситуации.
В книге профессора Джеймса Ванхофера говорится: «Большая часть обучения ребёнка происходит во многих ситуациях, привычных для жизни семьи. Эти возможности для непринуждённого обучения предоставляются в то время, когда члены семьи заняты обычными делами».
Он советует: делайте уборку вместе и в это время общайтесь. Поливайте газон или огород вместе и общайтесь.
Где бы вы ни находились, чтобы вы ни делали, изыскивайте время, чтобы вкладывать и вкладывать в своих детей.
В такой непринуждённой, дружелюбной семейной атмосфере дети более всего расположены и открыты.
к содержанию ↑Секрет пятый
Хотя бы один раз…
Ужинайте вместе. Совместный приём пищи— отличный способ общаться и сблизиться со своими детьми. Хотя бы один раз в день семья должна собираться вместе за столом и вместе принимать пищу. Телефоны не должны мешать времени общения.
Секрет шестой
Путешествуйте всей семьёй. Совместные поездки очень любят дети. Это отличное средство для единения семьи. Они также дают возможность родителям дружить, общаться со своими детьми и оказывать на них влияние.
Напутствие
Вот такие, совсем даже и не секреты воспитания детей, а работающие принципы!
На первый взгляд, простые и понятные в теории, но в то же время достаточно сложные для воплощения в практической жизни.
Дорогие родители, у вас большая конкуренция за ваших детей. У ваших детей есть друзья, есть школа. Не менее серьезные конкуренты — это средства массовой информации, интернет, электронные игры и т.д. И все они загружают ваших детей информацией, и все они влияют.
У каждого из нас только лишь 24 часа в сутки, и если мы не проводим качественное время с детьми, наполняя их умы чем-то созидательным, то это время займут другие.
Автор Эстер Селадан оставила такие слова: «Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в 2 раза меньше денег и в 2 раза больше времени». Бенджамин Франклин: «Время—это материал, из которого сделана жизнь».
Когда мы посвящаем время детям, мы посвящаем им свою жизнь. Помните об этом!
Идеальная мама слишком много требует от себя (идеальные должны успевать всё!). Она всегда начеку и не позволяет себе расслабиться. Ни-ког-да. Она устаёт. Она становится не-радостной. А усталость накапливается и накапливается. Мама, углубившаяся в «процесс воспитания», уже озабочена не столько ребёнком, сколько самим процессом, в котором вечно что-то не получается; так она становится не-радостной мамой. Она становится не-счастливой. А как же она будет растить счастливых детей? Собственно, цель всей этой котовасии с идеальностью?
4. Вы распланировали его жизнедеятельность на ближайшие пять лет? Когда вам делают замечания по воспитанию или по уходу за ребёнком, в душе вы возмущаетесь или обижаетесь?