Об организации получения образования в семейной форме

1
139

Законодательством РФ предусмотрено получение общего образования и обучения детей с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. Так, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — закон) установлены следующие формы получения образования:

— обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме;

— вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в семейной форме и в форме самообразования.

Также возможно сочетание данных форм.  Рассмотрим здесь семейную форму обучения.

Родители имеют право выбирать форму, как получения самого общего образования, так и форму обучения по какой-то определенной программе обучения, самостоятельно учитывая при этом мнение самого ребенка. При этом родители должны учитывать, и это прямо прописано в законодательстве, что на них ложится вся ответственность и обязательства по получению ребенком общего образования. Что здесь имеется ввиду. Родители принимают меры для «целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни» (Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.).

Однако законом предусмотрено, что находящийся на семейном обучении ребенок может вернуться в школу в любое время, на любом этапе обучения или сочетать формы пол7f71e2224f68109d0316344b907245faучения образования (ч.4 ст.17, п.2 ч.3 ст.44 закона).

Родители, выбравшие семейную форму обучения своего ребенка, направляют в управление образования своего района уведомление о своем решении (ч.5 ст.63 закона).

Дети, обучающиеся на семейной форме обучения, имеют право на прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательной организации, имеющей соответствующую аккредитацию. При этом образовательной организацией принимается документ, регламентирующий весь порядок организации и прохождения аттестации, включая и экстернов. Для этого родители пишут заявление о прохождении ребенком промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в образовательную организацию, последняя при этом, принимает соответствующий локальный акт (ч.1 ст. 53 Федерального закона).

«Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона)» (Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.).

Родителям следует помнить, что образовательная организация, в которую зачислен для прохождения аттестации ребенок, несет ответственность только за прохождение ребенком аттестации. И если ребенок не прошел аттестацию в установленные сроки без уважительных причин или не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность, то он продолжает получать образование в образовательной организации (ч.10 ст.58 закона).

Список правовых актов, регламентирующих семейное обучение:

  1. Конституция РФ;
  2. Семейный кодекс РФ;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.
  5. Законодательные акты субъектов РФ;
  6. Нормативные акты муниципальных органов власти;
  7. Локальные акты образовательных организаций.

Татьяна Колбышева

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ
Please enter your comment!
Please enter your name here