Техника чтения. Нормы по ФГОС. Тескты для проверки

0
214

Сегодня мне хотелось бы затронуть в своей заметке вопрос о проверке техники чтения. Большинство детей болезненно реагируют на данную проверку, проводимую в школе. Так как не все могут достаточно бегло читать и потом ответить на вопросы о прочитанном. Отрицательный результат потом отражается и на настроении и поведении ребенка. Некоторые родители выступают вообще за отмену данных проверок, считая, что с их помощью никак нельзя проверить знания и навыки ребенка. Предлагаю разобраться с вопросом – зачем нужна техника чтения.

к содержанию ↑

Что такое техника чтения и зачем она нужна

Многие думают, что смысл техники чтения заключается в количестве прочитанных ребенком слов в минуту. Однако это только один из нескольких моментов, необходимых для закрепления навыка чтения.

Техника чтения включает в себя следующие составляющие:

  1. понимание ребенком прочитанного текста;
  2. способ, которым ребенок читает (по слогам или целыми словами);
  3. количество слов, прочитываемое за определенный отрезок времени;
  4. правильное произношение текста при чтении;
  5. выразительность при чтении (правильно поставленные ударения, интонация, паузы).

При проверке техники чтения нельзя упускать ни одной составляющей, так как каждая из них показывает, насколько в будущем или настоящем наш ребенок может усвоить изучаемый материал. Существует множество научных исследований, показывающих прямую зависимость успешного обучения от освоения чтения. Если в первых классах школы ребенок долгое время читал по слогам и не смог овладеть навыками быстрого чтения, то в старших классах школы ему грозит неуспеваемость. Такому ученику будет очень сложно сосредоточиться, быстро накапливается усталость, огромные затраты времени на выполнение заданий, выполнение уроков будет для него похоже на каторгу и как следствие, потеря интереса к получаемым знаниям. Я ранее уже писала заметку о безграмотности нашего молодого поколения и ее причинах (Почему школа делает наших детей глупыми).

Чтение само по себе оказывает значительное влияние на мыслительные процессы человека. Оно способствует повышению оперативной памяти, развитию внимания, воображения, успешности в обучении.

В соответствии с исследованиями, самым оптимальным является темп разговорной речи, а это от 120 слов до 150 слов в минуту. Подробней об этом можно прочитать в книге В. Н. Зайцева «РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ». При таком темпе происходит наилучшее усвоение ребенком читаемого текста. Если скорость чтения выше или ниже, то и понимание прочитанного снижается.

 

к содержанию ↑

Нормативы техники чтения по ФГОСТехника чтения. Нормы по ФГОС. Тескты для проверки

На государственном уровне разработаны специальные нормативы для контроля за техникой чтения учеников. Эти данные я оформила в таблицу для удобства использования.

Техника чтения. Нормы по ФГОС. Тескты для проверки

В скобках отмечены нормативы для школ, использующих программы углубленного изучения предметов.

к содержанию ↑

Как проверить технику чтения самостоятельно

Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него. Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице. Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.

Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.

Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным.

По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.

Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.

к содержанию ↑

Как улучшить показатели техники чтения.

Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.

Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.

Общими же рекомендациями будут:

  • регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);
  • проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);
  • так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);
  • изучение и проговаривание скороговорок.

Даже используя эти простые рекомендации можно заметить скорое улучшение результатов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ
Please enter your comment!
Please enter your name here