Техника чтения в начальной школе: нормативы и требования

1
364

Сегодня мне хотелось бы затронуть в своей заметке вопрос о проверке техники чтения. Большинство детей болезненно реагируют на данную проверку, проводимую в школе. Так как не все могут достаточно бегло читать и потом ответить на вопросы о прочитанном. Отрицательный результат потом отражается и на настроении и поведении ребенка. Некоторые родители выступают вообще за отмену данных проверок, считая, что с их помощью никак нельзя проверить знания и навыки ребенка. Предлагаю разобраться с вопросом – зачем нужна техника чтения.

к содержанию ↑

Что такое техника чтения и зачем она нужна

Многие думают, что смысл техники чтения заключается в количестве прочитанных ребенком слов в минуту. Однако это только один из нескольких моментов, необходимых для закрепления навыка чтения.

Техника чтения включает в себя следующие составляющие:

  1. понимание ребенком прочитанного текста;
  2. способ, которым ребенок читает (по слогам или целыми словами);
  3. количество слов, прочитываемое за определенный отрезок времени;
  4. правильное произношение текста при чтении;
  5. выразительность при чтении (правильно поставленные ударения, интонация, паузы).

При проверке техники чтения нельзя упускать ни одной составляющей, так как каждая из них показывает, насколько в будущем или настоящем наш ребенок может усвоить изучаемый материал. Существует множество научных исследований, показывающих прямую зависимость успешного обучения от освоения чтения. Если в первых классах школы ребенок долгое время читал по слогам и не смог овладеть навыками быстрого чтения, то в старших классах школы ему грозит неуспеваемость. Такому ученику будет очень сложно сосредоточиться, быстро накапливается усталость, огромные затраты времени на выполнение заданий, выполнение уроков будет для него похоже на каторгу и как следствие, потеря интереса к получаемым знаниям. Я ранее уже писала заметку о безграмотности нашего молодого поколения и ее причинах (Почему школа делает наших детей глупыми).

Чтение само по себе оказывает значительное влияние на мыслительные процессы человека. Оно способствует повышению оперативной памяти, развитию внимания, воображения, успешности в обучении.

к содержанию ↑

Нормативы техники чтения по ФГОС

На государственном уровне разработаны специальные нормативы для контроля за техникой чтения учеников.

Нормы скорости чтения для начальной школы (1-4 класс)

Класс1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
1 кл. «2» — меньше 10 слов

«3» — 10-15 слов

«4» — 16-20 слов

«5» —  больше 25 слов

«2» — меньше 20 слов

«3» — 20-25 слов

«4» — 26-35 слов

«5» — больше 40 слов

«2» — меньше 25 слов

«3» — 30-35слов

«4» — 35-40 слов

«5» — больше 45 слов

2 кл.«2» — меньше 25 слов

«3» — 25 – 34 слова

«4» — 35-45 слов

«5» — больше 45 слов

«2» — меньше 25 слов

«3» — 25-39 слов

«4» — 40-55 слов

«5» — больше 55 слов

«2» — меньше 35 слов

«3» — 35-49 слов

«4» — 50-65 слов

«5» — больше 65 слов

«2» — меньше 40 слов

«3» — 40-54 слов

«4» — 55-70 слов

«5» — больше 70 слов

3 кл.«2» — меньше 40 слов

«3» — 40-54 слов

«4» — 55-70 слов

«5» — больше 70 слов

«2» — меньше 45 слов

«3» — 45-59 слов

«4» — 60-75 слов

«5» — больше 75 слов

«2» — меньше 55 слов

«3» — 55-69 слов

«4» — 70-85 слов

«5» — больше 85 слов

«2» — меньше 60 слов

«3» — 60-74 слов

«4» — 75-90 слов

«5» — больше 90 слов

4 кл.«2» — меньше 65 слов

«3» — 65-74 слов

«4» — 75-90 слов

«5» — больше 90 слов

«2» — меньше 70 слов

«3» — 70-84 слов

«4» — 85-100 слов

«5» — больше 100 слов

«2» — меньше 80 слов

«3» — 80-94 слов

«4» — 95-110 слов

«5» — больше 110 слов

«2» — меньше 90 слов

«3» — 90-104 слов

«4» — 105-120 слов

«5» — больше 120 слов

Читать также....  Банки из-под детского питания: вторая жизнь!

В первом классе в первом полугодии обычно техника чтения не проводится. Оценки в первом классе не выставляются, в таблице они даны для ориентира.

к содержанию ↑

Параметры техники чтения для начальной школы (1-4 класс)

1 класс: техника чтения

На конец второго полугодия чтение должно быть осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.

2 класс: техника чтения

  • на конец 1 полугодия 

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам.

  • на конец 2 полугодия 

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.

3 класс: техника чтения

  • на конец 1 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

  • на конец 2 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

4 класс: техника чтения

  • на конец 1 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

  • на конец 2 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

к содержанию ↑

Что нужно знать о технике чтения

  •  Как проверить осознанность чтения?

Проверяется простым вопросом: о чем ты сейчас прочитал? Ребенок должен ответить в двух словах. И вы поймете, насколько он осознал смысл прочитанного.

  • Что такое проверка «способа чтения»?

Проверяется, как читает ребенок: читает по слогам или целиком слово, гладко или запинается.

  • Что такое выразительность чтения?
Читать также....  Что делать, если ребенок пропустил много уроков в школе?

Проверяется интонация ребенка, осознает ли он то, что читает.

  • Как улучшить технику чтения ребенку?

Просите его читать вслух каждый день по 10-30 минут (в зависимости от класса) и обязательно просите пересказать прочитанное.

к содержанию ↑

Как проверить технику чтения самостоятельно

Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него. Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице. Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.

Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.

Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным.

По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.

Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.

к содержанию ↑

Как улучшить показатели техники чтения.

Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.

Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.

Общими же рекомендациями будут:

  • регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);
  • проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);
  • так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);
  • изучение и проговаривание скороговорок.
Читать также....  Влияние творческих занятий на развитие ребенка
к содержанию ↑

Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?

Для проверки скорости чтения не подойдет любая литература, которая оказалась в данный момент под рукой. Прежде всего, нужно учесть степень подготовки ребенка, его возраст. Для младших школьников текст не должен быть слишком «заумным», содержать какие-то технические характеристики бытовой техники, например, или фрагменты художественной литературы, которую ребенок просто не поймет в силу своего возраста. Но и любимую, зачитанную «до дыр» книжку тоже не стоит брать в качестве пособия для проверки – ребенок и так знает ее наизусть. Для более старших учеников текст можно взять и посложнее.

Вот общие рекомендации по подбору тестовой литературы для младших школьников:

  • Текст должен быть незнакомым, но понятным.
  • Без обилия знаков препинания.
  • Без иллюстраций.
  • Не содержать сложных слов.
  • Помещаться на странице.
  • Шрифт – крупный и разборчивый.
к содержанию ↑

Процесс проверки

Если вы занимаетесь с ребенком дома, чтобы улучшить его технику чтения, нужно знать, как организовать этот процесс. Для этого вам понадобится:

  1. Текст.
  2. Секундомер или часы с секундной стрелкой.
  3. Удобное рабочее место.
  4. Собственно, проверяемый в хорошем настроении.

Перед началом проверки объясняем школьнику задачу – читать быстро. По команде «Начали!» ребенок приступает к чтению. Если он начал читать не в ту же секунду, отсчет времени начинается от первого прочитанного слова. В случае если вы заметили ошибку, не перебивайте ребенка, сделайте у себя пометку. По окончании чтения проведите «разбор полетов», проанализируйте неправильно прочитанные слова, задайте вашему ученику вопросы по тексту. Пересказывать текст не нужно, достаточно услышать ответы, чтобы понять, насколько проверяемый понял его содержание. Первоклассникам при проверке скорости чтения можно водить пальчиком по строчкам.

к содержанию ↑

Как считать слова при проверке техники чтения?

Чтобы оценить скорость и технику чтения нужно знать, как считать слова. Сложного тут ничего нет, но обратить внимание на некоторые нюансы необходимо:

  • считаем слова, предлоги, союзы;
  • если слово переносится с одной строчки на другую, считаем его как два слова;
  • если слово пишется через дефис, смотрим, сколько букв по обе стороны дефиса: если больше трех – считаем это как два слова, если меньше трех, – как одно. Например, «тихо-тихо» – считаем за два слова; «где-то» – как одно.

 

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему. Темп чтения 100-120 слов в минуту. Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС Какие ставить оценки за технику чтения? Техника чтения в 1 классе по ФГОС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ
Please enter your comment!
Please enter your name here