В Советском Союзе в общеобразовательных школах совершенно не уделялось внимание эстетическому воспитанию. Существовали один урок рисования до пятого класса включительно, пока не начиналось черчение; и один урок пения в неделю, было бы в месяц – все равно никто бы не заметил. На этих уроках ничему не учили, дети просто отдыхали. Наверное, поэтому даже ни разу их не срывали и не баловались. Иногда родители использовали их, чтобы без отрыва от учебы сводить ребенка к врачу. Правда, имелись музыкальные школы и танцевальные кружки при домах пионеров. Проводились районные и областные конкурсы хоровых коллективов, а также военизированные конкурсы строя песни.
Ситуация стала меняться в ходе перестройки. Появилось много студий изобразительного искусства, развивающие занятия для малышей буквально от рождения. Стали вводится школы бальных и современных танцев для благородных детей дошкольного возраста, родители которых могли позволить оплатить дополнительные занятия.
Молодым родителям теперь сложно ориентироваться в таком богатом ассортименте предложений, и они сомневаются, а нужны ли эти обрывки искусства их детям, пригодятся ли они им в такой напряженной, требующей большого профессионализма жизни?
Зачем это нужно
Пригодится! Ведь человек, прежде всего, должен утвердиться как уверенная в себе личность. А это предполагает хорошее самопознание, разносторонность, минимальное наличие тормозящих общение и сотрудничество психических факторов, наличие инструментов борьбы со стрессами, креативность. Недаром все взрослые, начиная от дворника до академика, с той или иной частотой обращаются как минимум к музыке и кино, пытаясь расслабиться и отдохнуть.
В жизни ребенка искусство может сыграть намного более значительную роль. С трехлетнего возраста можно начинать учить ребенка петь, танцевать, издавать звуки с помощью детских музыкальных игрушек и свистулек, рисовать. Внимательно наблюдая за этими занятиями, можно выявить склонность малыша к тому или иному виду деятельности.
В это время большинство детей начинают посещать садик. Возникает очень трудный для ребенка адаптационный период, появляется масса страхов. Фактически, только искусство может выявить, что особенно мучит ребенка. Сделать это можно через рисунок. Но его расшифровать сможет только детский психолог. Если вы устроите театрализованные игры, то непременно и сами докопаетесь до причин тревожности вашего ребенка.
Лепка, вырезание из бумаги, наклеивание аппликаций – все это помогает развивать мелкую моторику пальцев, которая необходима для успешного развития речи. Очень популярны среди детей театрализованные представления. Они учат детей сопереживанию, взаимодействию в коллективе, общительности, умению сдерживать эмоции, избавляют от застенчивости.
Если ребенок кривляется, любит дразнить и обезьянничать, в таком случае отличным вариантом будет детская театральная школа. Если ребенок рано начал различать всякие звуки, он любит пение птичек возле балкона или во дворе, прислушивается к звучанию чашек и кастрюлек, стоит попробовать его на музыкальном поприще. С шести лет берут буквально везде.
И не следует стремиться ОБЯЗАТЕЛЬНО сделать эти занятия будущей профессией своего чада. Трудно представить себе любителя искусства асоциальной личностью. И этого уже вполне достаточно, а дальше видно будет.